Шапка — воротник Нам мороз нипочем
Красивая вязаная шапка шлем связана спицами английской резинкой из чистошерстяной пряжи. В такой шапочке мороз никакой не страшен!
Вам потребуется: 100 г пряжи (100% шерсть) тёмно голубого цвета, спицы № 3,5.
Узоры
Резинка 1 х 1, английская резинка
1-й ряд — * 1 лиц. петля, 1 изн. петля, повторить от * и закончить 1 лиц;
2-й ряд — снять 1 петлю, не провязывая, * 1 лиц. петля, 1 изн. петля, снять с накида, не провязывая, повторить от * и закончить 1 лиц. петлей и 1 петлю снять;
3-й ряд — 1 лиц. петля, * 1 изн. петлю снять с накида, не провязывая, * снятую петлю провязать с накидом лиц., 1 изн. петлю снять с накида, не провязывая, повторить от * и закончить, снять 1 петлю, не провязывая. Повторить 3-й и 4-й ряды.
Плотность вязания: 10 х 10 см = 23 петли х 39 рядов.
Как связать шапку воротник
Нитью контрастного цвета набрать 103 петли и продолжить вязать основной нитью резинкой 1 х 1. На высоте 4 см распустить контрастную нить наборного края и снять открытые петли на вспомогательную спицу. В следующем ряду вязать вместе по 1 петле с основной и вспомогательной спицы, соответственно выполняя её лиц. или изн. петлями, образуя таким образом подгибку, и затем продолжить вязание английской резинкой.
На высоте 13 см снять на вспомогательную спицу первые и последние 37 петель и вязать центральные 29 петель, провязывая в конце каждого ряда вместе последнюю петлю центральной детали с первой петлей боковой детали со вспомогательной спицы 37 раз с каждой стороны. Затем для воротника поднять по кромкам боковых деталей по 34 петли и снять со вспомогательной спицы центральные 29 петель = 97 петель. Продолжить вязание резинкой 1 х 1. Через 14 см закрыть петли.
Сборка шапки спицами
Выполнить шов по центру воротника. Готовое изделие увлажнить и дать ему высохнуть.
Внимание, копирование материалов строго запрещено! Уважайте пожалуйста чужой труд, все статьи и мастер
классы написаны для сайта www.homyak55.ru.
Не забудьте поделится ссылкой с друзьями 🙂
Похожие схемы вязания спицами и крючком
Добавить комментарий
Детский пуловер с воротником и шапка спицами. Вязание для детей
Детский пуловер с воротником и шапка для мальчика связанные спицами — великолепный теплый комплект для зимних прогулок, катанию на лыжах.
На 5-6 лет
Вам потребуется: пряжа Sufle (100% акрил, 292 м/100 г) 500 г белого цвета, спицы №3,5.
Лицевая гладь: лиц. ряды — лиц. петли, изн. ряды — изн. петли.
Изнаночная гладь: лиц. ряды — изн. петли, изн. ряды лиц. петли.
Резинка 1×1: вяжите попеременно 1 лиц. п., 1 изн. п.
Рельефный узор: вяжите по схеме, на которой приведены только лиц. ряды, в изн. рядах все петли вяжите по рисунку.
Плотность вязания: 20 п. х 29 рядов лицевой глади = 10 х 10 см.
Пуловер
Спинка: наберите на спицы 70 п. и вяжите 3,5 см резинкой 1×1. Далее вяжите лицевой гладью. На высоте 27 см от начала вязания закройте с обеих сторон по 8 п. для пройм = 54 п.
Продолжайте вязать лицевой гладью прямо.
На высоте 39 см от начала вязания закройте для горловины средние 16 п. Для закругления выреза горловины закройте с внутренней стороны 1 раз х 2 п. и 3 раза х 1 п. в каждом 2-м ряду = 16 п. На общей высоте 43 см закройте оставшиеся петли плеча. Вторую сторону свяжите симметрично.
Перед: вяжите аналогично спинке, но с рельефным узором. Для этого после резинки распределите петли следующим образом: 15 п. лицевой глади, *4 п. изнаночной глади, 8 п. рельефного узора* повторите *-* 2 раза, 4 п. изнаночной глади, 15 п. лицевой глади. На высоте 34 см разделите петли пополам (центральная «коса» разделилась на 2 равные части) и далее вяжите каждую часть отдельно.
Для формирования V-образного выреза горловины с внутренней стороны убавьте петли следующим образом: 1-е убавление правой половины провяжите петли половины косы, 3 п. вместе изн., 1 изн. п., до конца ряда вяжите петли без изменений (убавилось 2 п.).
Далее убавляйте через каждые 3 ряда 11 раз х 1 п. следующим образом: провяжите петли половины косы, 2 изн. п., 2 п. вместе лиц. протяжкой (снять 1 п. как лиц., провязать след. п. лиц., затем протянуть ее через снятую петлю). На высоте 43 см закройте оставшиеся петли плеча. С левой стороны выполните убавления петель симметрично.
Рукава: выполните плечевые швы. По проймам наберите по 56 п. и вяжите рукава следующим образом: 15 п. лицевой гладью,
4 п. изнаночной гладью, 8 п. рельефным узором, 4 п. изнаночной гладью, 15 п. лицевой гладью. Вяжите, убавляя для скосов с обеих сторон через каждые 5 см 5 раз х 1 п. = 46 п. На высоте 34 см от начала вязания убавьте равномерно 10 п. в ряду = 36 п. Далее вяжите
5 см резинкой 1×1, петли закройте.
Сборка: выполните боковые швы, швы рукавов, подшейте рукава в области подмышек. По вырезу горловины для воротника наберите равномерно петли. Начните от переда на 5 см ниже плечевого шва (17 п.), по вырезу спинки (34 п.) и закончите на 5 см ниже плечевого шва с противоположной стороны переда (17 п.). Вяжите 6,5 см резинкой 1×1, петли закройте.
Шапка
Наберите на спицы 104 п. + 2 кром. п. и вяжите 2 см лицевой гладью. Далее вяжите, чередуя *4 п. изнаночной гладью и 8 п. рельефного узора* На высоте 15 см от начала вязания с изнаночной стороны в дорожках из лиц. петель провяжите по 2 п. вместе лиц. Через 1 см в дорожках из лиц. петель провяжите по З п. вместе лиц.
На высоте 17 см от начала вязания с лицевой стороны в дорожках рельефного узора провяжите справа по 2 п. вместе лиц. протяжкой, слева по 2 п. вместе лиц. Через 1 см провяжите по центру дорожек рельефного узора по 2 п. вместе лиц. На высоте 19 см от начала вязания сократите количество петель вдвое, провязав все петли по 2 вместе лиц. = 20 п. Оставшиеся петли стяните концом нити. Выполните шов шапочки.
Источник Копилка вязаных идей для детей №12 2014. Зимняя сказка
Как подобрать шапку под пальто или куртку
Очень часто, суровые морозы в нашей стране сменяются продолжительными оттепелями, поэтому всегда нужно иметь про запас подходящую верхнюю одежду и аксессуары к ней. Для прохладной погоды без экстремальных заморозков отлично подойдут разнообразные женские пальто и куртки. Они очень практичны, удобны, женственны и помогут создать романтичный образ современной уверенной в себе девушки.
Шапка под пальто должна стать последним штрихом удачного внешнего вида и помочь раскрыть образ в полной мере. Шапки под куртку должны быть максимально удобными и уместными, ведь неправильная расстановка акцентов может ухудшить все впечатление
Основные правила подбора
Выбирая модель зимней шапки под одежду, следует обязательно учитывать свои особенности внешности. Для этого достаточно следовать простым рекомендациям:
- Круглолицым девушкам лучше не приобретать облегающие модели. Для них подойдут свободные вязаные шапочки, изготовленные из толстой пряжи или ассиметричные береты.
- А вот обладательницам треугольного лица плотные модели подойдут идеально, леди с прямоугольным лицом лучше выбрать меховые объемные ушанки.
- К овальному лицу можно смело выбирать все, что душа пожелает.
- Для светлой кожи лучше подобрать холодную гамму шапки под женское пальто. К смуглой – наоборот выбрать модели теплых оттенков.
- Проблемную кожу желательно не совмещать с бросающимися в глаза головными уборами, лучше выбрать модель с меховыми элементами.
- Шапка предпочтительно должна быть на несколько тонов темнее или светлее, чем цвет волос, иначе она визуально сольется с прической.
- К простой конструкции пальто или куртки можно выбрать оригинальную шапку, а вот к модели оригинального кроя лучше подобрать более простой аксессуар.
Делая выбор в пользу того или иного головного убора важно учитывать крой и цвет верхней одежды, особенно это касается романтичного пальто.
Выбор шапки по цвету женского пальто
Сегодня дизайнеры предлагают массу цветовых решений верхней одежды для разных сезонов и у каждого варианта есть свой подходящий головной убор. Итак, пальто может быть:
- Черное. Такую модель можно считать по-настоящему универсальной, к ней можно подобрать головные уборы разного вида и стилей. Например, к пальто с меховым воротником можно выбрать такую же меховую шапочку и повязать под нее яркий платок. Также хорошо будет выглядеть кашемировая шапочка, фетровая шляпа с максимальными по длине полями или напоминающая по форме колокольчик. Интересный акцент можно сделать, повязав модный шейный платок. Строгие модели можно разнообразить с помощью миниатюрных фетровых котелков, романтичных женственных шляпок и небольших беретов. Причем цветовая гамма может быть какая угодно. А вот пальто в военном стиле хорошо будет смотреться с меховой ушанкой или кепкой.
- Темно-синее. Такой вариант замечательно выглядит с беретом типа «Хельсинки», шапкой-трубой, моделью, украшенной помпоном из меха. Также можно присмотреть головной убор из вязаной норки. Совсем необязательно, чтобы цвет тоже был темно-синий, к такой одежде можно легко подобрать классические черные, стальные, белые, кофейные модели. Как вариант можно подобрать голубую, желтую или ярко-зеленую шапочку – это будет в молодежном стиле. Очень стильно выглядит черная вязаная шапочка, украшенная натуральным мехом, декоративным цветком или даже миниатюрной вуалью.
- Коричневое. Такую модель стилисты считают более консервативным вариантом. «Разнообразить» внешний вид можно благодаря стильным аксессуарам: подберите к одежде шапочку лимонного, горчичного, молочного, бежевого оттенков. Оригинально смотрятся черные, ярко-синие и оранжевые модели.
- Серое. Такой вариант выглядит удивительно респектабельно и стильно. Приятно удивить окружающих можно с помощью объемной меховой шапочки, например из чернобурки или модели из толстой пряжи. Классика жанра: головные уборы стального, черного и молочного цветов. Разнообразить внешний вид легко благодаря фетровым шляпам или шерстяным шапочкам с узором бардового, болотного и ярко-алого цвета.
- Красное. В такой верхней одежде очень просто создать запоминающийся и обольстительный образ роковой женщины. Для этого достаточно присмотреть вязаную или фетровую черную шапочку. Любительницам быть в центре внимания можно присмотреть модель в цветовой гамме фуксии. Также хорошо подойдет лаконичная черная шапка из вязаной норки или такая же кубанка.
- Бежевое. К нему смело можно выбирать головные уборы в том же цвете, но отличающиеся по оттенку. Также можно подобрать аксессуары черного, молочного или терракотового оттенка.
- Зеленое. Для такой одежды лучше приобрести аксессуар в более темной гамме: например убор болотного, черного или изумрудного цвета. Чтобы разнообразить внешний вид можно приобрести фетровую широкую шляпу амарантового или бардового цвета.
- Горчичное. К такой одежде хорошо смотрятся классически цвета: терракотовый, молочный, черный. Удивительно интересно смотрятся вязаные шапочки синего и изумрудного цвета, украшенные миниатюрным помпоном.
- Розовое. К нему следует подобрать модели в цвет, но отличающиеся по тону. Также можно приобрести аксессуары кораллового, белого, жемчужного и даже мятного оттенка.
Аналогично можно выбирать шапки под цвет куртки, однако при этом будут отличаться модели уборов
Выбор головного убора по фасону
Обязательно следует учитывать при подборе шапки стиль пальто, и даже тип его кроя:
- Классическое. К такой одежде, прежде всего, подойдут просторные вязаные шапочки, которые могут быть украшены меховым помпоном. Модницы могут подобрать для себя меховые шлемы. Молодежь может приобретать для себя яркие модели, а солидные леди – варианты с более спокойной цветовой гаммой. Также хорошо себя зарекомендовали традиционные фетровые шляпы с большими полями всех цветов и форм.
- Оверсайз. Особенностью такого образа является удивительная хрупкость и романтичность. Чтобы не испортить это впечатление, стилисты рекомендуют подбирать к такой одежде объемные береты контрастных оттенков, дополненные такими же перчатками и шарфом.
- С капюшоном. Проверенным вариантом для такого пальто будут меховые кепки, вязаные бейсболки или просто фетровые кепки с козырьком. А вот любительницы эпатажа могут запросто комбинировать подобную одежду с шляпами в гангстерском стиле из фетра.
Выбор шапки по материалу пальто
Материал изготовления имеет значение при выборе зимних аксессуаров, пальто может быть:
- Кожаным. Этот материал можно назвать уникальным: благодаря головному убору можно получить совершенно разные образы. Например, благодаря элегантной фетровой шляпке – строгий, классический, трикотажной модели с помпоном – кокетливый, молодежный. К пальто с меховым воротником стилисты советуют подобрать кожаный головной убор, украшенный таким же мехом.
- Драповое. Этот материал отлично соседствует с шапками из натурального меха, можно выбрать стильные кубанки, боярки или же модели, изготовленные по вязаной технологии. Игривости образу легко добавить с помощью шапочек с большими помпонами.
При подборе шапочек к куртке тоже есть свои особенности.
Шапки под куртку: выбор по фасону верхней одежды
Зимние куртки являются универсальным и очень практичным вариантом, при подборе аксессуаров к ним следует учитывать их фасон и материал изготовления:
- Кожаные куртки. К таким моделям отлично подходят практичные меховые ушанки из комбинированных материалов, но обязательно должна присутствовать аналогичная по фактуре кожаная вставка. Также с кожанкой будут отлично смотреться брендовые бейсболки.
- Короткие куртки. К ним хорошо подойдут простые вязаные шапочки, шарфы и снуды. Молодежный вариант: модель из объемной пряжи, украшенная помпоном из меха или оригинальной вязкой.
- Длинные куртки. К ним хорошо подойдут комплект, состоящий из вязаного убора и шарфа. Также можно подобрать симпатичную модель из вязаной норки с ушками контрастного цвета. Такой внешний вид получится запоминающимся и очень женственным.
- Куртка средней длины. Идеальным вариантом можно назвать романтичный берет ассиметричной формы. Также хорошо подходят вязаные модели, украшенные стразами, помпонами из меха.
- Куртки с меховой опушкой. К ней следует подобрать вязаную модель из ангоры с меховым помпоном.
Шапки под пуховик
Практичные, теплые и симпатичные пуховики прочно вошли в нашу жизнь. Выбирать шапки под такую одежду совсем не сложно. Главное правило: под яркие модели нужно подбирать уборы более спокойных тонов, и наоборот. Также следует учитывать стиль пуховика.
К пуховикам в спортивном стиле подходят:
- Вязаная модель с помпоном. Он может быть каким угодно, но если в пуховике есть меховая опушка, то помпон должен быть изготовлен в точности из аналогичного меха. Хорошо смотрится шапочка с выпуклой и оригинальной вязкой.
- Меховая ушанка. Хорошо смотрятся ушанки с верхом из плащовки того же цвета, что и пуховик. Важно помнить: что такие шапки хорошо подходят только к свободным моделям без пояса.
- Молодежные шапочки. Это может быть что угодно: волкошапка, норвежская шапка или модель с ушками. Главное чтобы она была стильной и необычной.
- Меховые наушники. Этот вариант выглядит очень стильно, но больше подходит для поздней осени и ранней весны, чем для зимнего периода.
К пуховикам классического стиля подойдут:
- Трикотажная или вязаная шерстяная шапочка. Она может быть украшена бусинками, стразами, небольшими декоративными цветочками и бантиками.
- Шапка из натурального меха. Такая модель идеально подойдет и добавит образу утонченной женственности.
- Вязанная норковая шапка. Поможет создать стильный, динамичный образ современной девушки.
- Шарф-снуд. Этот вариант – образец элегантности и изящества. Снуд отлично дополнит гардероб, как молодой девушки, так и стильной леди.
Стильный пуховик совместно с удачно подобранным головным убором поможет сделать зиму теплой, комфортной и незабываемой.
Татарские национальные костюмы
Татарская народная одежда | Татарские национальные костюмы
История татарской национальной одежды.
В свое время татары ,мужчины иженщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.
У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы.
Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку.
Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.
В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда-татарские костюмы.
Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.
Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом.
Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма.
Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.
Основу мужского и женского традиционного татарского костюма составляют рубаха (кулмэк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей.
Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.
У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кияу кулмэге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов — русских, мари, удмуртов — татарская рубаха отличалась длиной и шириной.
Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позуметной или многоцветной домотканой тесьмой.
Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи).
Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.
Для мишарок — с нижним. Красочной аппликацией — наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле — отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (кукрэкчэ, тэшелдрек).
Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.
Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя — из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала итэк).
Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.
Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом».
Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные.
Праздничные и свадебные штаны для жениха (кияу ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.
Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX — начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алчупрак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды.
У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.
Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.).
Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.
К такой одежде относятся: камзол — вид домашней одежды, бишмэт — утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикмэн — рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун — меховая, нередко крытая тканью, шуба.
Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба — легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.
Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: чапан — мужская одежда для посещения мечети; туры чикмэн — демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун — зимняя дорожная одежда.
У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка). Обязательным атрибутом традиционной верхней одежды татарина является пояс (билбау).
Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления.
Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.
Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д.
Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи.
Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (оч билле).
Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций.
Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом.
В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов — тесьму (ука).
Татарская обувь.
Традиционная мужская и женская обувь различалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука).
На босую ногу татары надевали чулки суконные и вязаные из шерстяных ниток.
Суконные чулки (тула оек) представляют собой наиболее оригинальную, древнюю и в то же время широко распространенную разновидность чулок. Их изготовляли из самодельного сукна обычно белого цвета и носили в комплексе с повседневной лыковой или кожаной обувью.
Весьма оригинальный вид нижней обуви у казанских татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их использовали для обертывания голени и носили с ичигами или суконными чулками. О древности этого элемента говорит наличие обрядовых аякчу. Невеста дарила жениху кияу аякчу с орнаментированными концами.
Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна.
Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики.
Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве (итек).
У татар Зауралья, как и у башкир, широко бытовали сапожки (сарык) из особо кроеной сыромятной калошки с белым суконным голенищем. Женские сарык отличались особой аппликацией и вышивкой. Основу орнаментации составлял расположенный на заднике сложный рисунок арочной композиции. Близкими сарык являются царык западносибирских татар, целиком изготавливаемые из сыромятной лошадиной или коровьей кожи.
Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши (ковеш, ката). Выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом.
Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы).
Зимой повсеместно носили валенки (киез итек, пима, пуйма) короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки.
Татарские головные уборы.
Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние).
К нижним относится тюбетейка, представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшлэпэ), ритуальные уборы (чалма).
Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций.
Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные — старикам.
Более поздний тип с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероятно, под влиянием турецко-исламских традиций (фес).
Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).
В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чач тенкэсе).
Наиболее ранними из них были характерные для некоторых групп окско-сурских мишарей шапочки с открытым верхом (тайка) и шапочки с закрытым верхом (такыя, тупый), встречавшиеся на северо-востоке Волго-Уральского региона. Ранние девичьи шапочки, в том числе и терминологически — такъя,— перекликаются с традиционными девичьими уборами других тюркоязычных народов Евразии.
Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек, особенно у кряшен. В городах (Казани, Уфе, Касимове и др.) значительное распространение получили «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами. Среди них имеются совершенно уникальные экземпляры, богато орнаментированные вышивкой, синелью, а также аппликацией, выполненной в «ушковой» технике.
Традиционные татарские головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны.
В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину.
При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части.
Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с прической.
Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника.
Кряшенки также заплетали волосы в две косы, но не спускали их вдоль спины, а укладывались, как у русских женщин, вокруг головы под чепец. Основные уборы — «покрывала» — особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, так и более ревностным отношением стариков к своим традициям.
Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квадратная), территориальной принадлежности и времени бытования уборы. Их названия (тастар, яулык, кыекча) связаны, очевидно, с определенными древними культурными традициями. (Термин тастар, например, иранского происхождения; яулык, кыекча — тюркского.)
Верхние уборы надевались (повязывались) поверх покрывал, прочно удерживая их на голове-платки (короткие и длинные полотенца тастмал, яулык, ак яулык, четырехугольные свадебные покрывала кряшен — тугэрэк яулык) и шапки.
Ювелирные украшения.
Среди украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин в высшем сословии бытовали драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.
Среди головных украшений, пожалуй, самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели накосники. Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения. Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.
Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно. Кроме своих традиционных, женщины-татарки носили и серьги, заимствованные у русских, народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки в прошлом использовали кольцевые, обычно трехбусинные серьги, и, как украшение лица,— носовые кольца.
Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи.
Это, прежде всего, матерчатые нагрудники, отличающиеся по форме, декоративному убранству. Так, у казанских татар преобладали нагрудники, украшенные позументом и ювелирными накладными бляхами, у сергачских мишарей, кряшен, сибирских татар — чешуеобразно расшитые монетами, у кузнецко-хвалынских мишарей — богато расшитые золотной гладью, у зауральских татар, как и у сопредельных башкир, сплошь декорировались кораллами и бисером и т.д. В старину У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сословии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.
Другим специфическим нагрудным украшением, обычно на матерчатой основе, была перевязь. В силу своей самобытности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки… носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги. У мусульманок перевязь была обычно снабжена специальным карманцем, куда прятали «охранные» тексты из Корана. У кряшен и тех групп татар, которые не отличались особой приверженностью к исламским канонам, роль амулета-оберега, как и у других народов региона, зачастую выполняли раковины-каури. Первоначальное надевание перевязи нередко связано с въездом молодой в дом мужа. Обряд был связан с предохранением женщины от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства. Несмотря на общую «охранную» сущность этих украшений, они, как и нагрудники, заметно различались по форме, декору, названиям.
Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).
Украшения рук — браслеты, перстни, кольца — обязательный в прошлом атрибут костюма татарки. Они имеют глубокие корни в ювелирном творчестве народа начиная со времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая филигрань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низкопробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каждый палец»,—писал известный исследователь быта казанских татар К. Фукс.
«Этнография татарского народа», Казань: Магариф, 2004
Урок паломничества в детском саду: изготовление поделки из шляпы и воротника паломника, используя искусство и языковые навыки
В сегодняшнем плане урока о Паломниках дети повторят то, что уже было известно о Паломниках, посадке и сборе урожая, кораблях и первом праздновании Дня Благодарения. Для сегодняшнего урока вам понадобится:
Три молодых паломника от Шерил Харнесс
Белый лист плотной бумаги 12 x 18 (по одному на каждого ребенка)
Черный лист плотной бумаги 9 x 12 (по одному на каждого ребенка)
Цветная бумага желтого цвета (по поллисты на каждого ребенка)
Ящик для хлопьев
Степлер
Circle Time Обсуждение
Просмотрите фотографии и факты о кораблях.
Прочтите книгу, Три молодых паломника, , Шерил Харнесс.
Книга очень длинная, поэтому ее следует разделить на два урока.
Прочтите историю в Circle Time, пока не дойдете до средней части книги (это та часть, в которой пилигримы встречаются с Самсетом).
Обсудите события, которые произошли в первом разделе книги.
Арт
Шляпа и воротник паломника
Сложите белый кусок большой плотной бумаги пополам и вырежьте букву «u» в середине сгиба.Это создаст отверстие для выреза горловины. Откройте сложенный воротник и разрежьте середину «спинки» воротника, чтобы получился разрез.
Чтобы упростить: вы можете нарисовать линии и попросить детей вырезать.
Для шляпы сложите черную бумагу пополам по вертикали и вырежьте L-образную форму. Вы также можете очертить фигуру и попросить детей вырезать по отмеченным линиям.
Попросите детей вырезать квадрат из желтого картона.Это будет пряжка спереди шляпы.
Вырежьте полоски шириной 1 дюйм из коробок с хлопьями. Прикрепите шляпу к картонной полоске.
Навыки математики
Пересмотрите концепцию более крупных и мелких семян.
Начните отслеживать рост семян фасоли, которые были посажены на предыдущем уроке по сбору урожая.
Дайте детям линейки, чтобы измерить и записать рост фасоли.
Знание языков
Сравните первый День Благодарения с тем, как он отмечается сегодня.
Составьте список продуктов и занятий, которые изменились, а также список продуктов и занятий, которые остались прежними.
Рекомендуемая литература
Индейка на ужин в честь Дня благодарения Ева Бантинг
Один маленький, два маленьких три маленьких паломника Б.Г. Хеннесси
Этот пост из серии: Pilgrim Unit
паломнический отряд
- Урок паломничества в детском саду: посадка и сбор урожая
- План урока в детском саду на День благодарения: сделать шляпу и воротник Pilgram
- Пятничное развлечение: легкое занятие завершает единицу для паломников
Плоская крышка | Кепка газетчика — The Original Scally Caps
Когда вы думаете о Бостоне, на ум приходят несколько вещей: Red Sox, похлебка и трудолюбивые парни (и девушки) в плоских кепках.Плоская кепка, более известная здесь как чешуйчатая кепка, является неотъемлемой частью бостонской культуры. Хотя его история начинается в Англии, бостонцы закрепили за кепкой символом синих воротничков, лоскутных, неприхотливых людей во всем мире. Когда-то эту шапочку носил в основном рабочий класс, теперь ее можно увидеть от побережья до побережья, но давайте не будем забывать ее богатую историю!
В Boston Scally Co. плоская кепка — наша гордость и радость. Мы основали эту компанию, чтобы предоставить бостонцам и всем остальным людям хорошо сделанную, неотъемлемую часть нашей культуры: чешуйчатую шапочку.Поскольку это такой определяющий аспект бостонской культуры и нашей компании, мы приглашаем наших коллег-энтузиастов плоских кепок уделить время, чтобы узнать больше.
Плоская крышка: британское происхождение
Немногое изменилось с тех пор, как плоская кепка впервые появилась на рынке в конце 1500-х годов, за исключением, может быть, того факта, что мы, мужчины, больше не заставляли носить ее! Ограничение по шкале весов раньше было юридическим обязательством. Еще в 1571 году британский парламент принял закон, согласно которому все мужчины должны были носить шерстяные шапки по воскресеньям и праздникам или платить огромные штрафы.Стремление носить шерстяную кепку было средством защиты и продвижения торговли шерстью, но закон длился недолго. К 1597 году закон был отменен, но это не положило конец плоской шерстяной шапке, которая оказалась хитом! На рубеже 20-го века плоская кепка обычно ассоциировалась с рабочим классом: фабричными рабочими, рабочими и торговцами.
Возможно, благодаря нашим долгим и холодным зимам, плоская кепка стала популярной на Северо-Востоке в ХХ веке, став стандартом в одежде мальчиков и среди рабочего класса.В конце концов, универсальная кепка распространилась еще дальше на запад и поднялась по социальным слоям! Из-за широкого круга пользователей, от таксистов до англичан высшего сословия, чешуйчатая кепка в конечном итоге получила множество названий:
The Scally Cap и Бостон
В то время как плоская кепка (или плющ, или падди) проникала в туалеты высшего класса, дворян и школьников Лиги плюща на протяжении всей своей истории, трудолюбивые бостонцы продолжали носить кепку как всегда. Фактически, «чешуйка» была придумана британской субкультурой мальчиков из рабочего класса.Короче говоря, кепка от чешуи всегда носилась и всегда гордо носилась трудолюбивыми американцами, и это определяющий аспект нашей бостонской культуры синих воротничков. Мы взяли верхнюю границу шкалы как свою собственную, и мы гордимся тем, что являемся частью долгой истории, которая началась с ирландцев и англичан 1500-х годов до трудолюбивого рабочего класса 21 века.
Спортивная кепка на плоской подошве сегодня
Неважно, откуда вы, крышка от чешуи хорошо выглядит и имеет историю. Хотя мы любим плоскую кепку за ее дух рабочего класса, она подходит к разным стилям как в одежде, так и в жизни.Независимо от того, представляете ли вы сообщество синих воротничков или хотите шляпу, которая выдержала испытание временем, ознакомьтесь с нашим потрясающим выбором бейсболок здесь или прочитайте больше о стилях плоских бейсболок в нашем руководстве по Scally.
Если у вас есть вопросы, обращайтесь к нам!
Шериф Орвис Кэмпбелл говорит, что его сотрудники служат с честью каждый день
НОВАЯ ФИЛАДЕЛЬФИЯ Менее чем через день после того, как присяжные признали виновным бывшего полицейского Дерека Човена в убийстве Джорджа Флойда в Миннеаполисе в прошлом году, шериф округа Тоскаравас Орвис Кэмпбелл публично поделился своими размышлениями.
«Сегодня для нас немного мрачное время, — написал он в среду на странице своего отдела в Facebook, — но мы сосредоточимся на хороших людях, которые помогают нам каждый день. Мы сосредоточимся на синих воротничках и фермерах и компании, которые продвигают эту страну вперед и дают гораздо больше, чем берут. Мы узнаем, как лучше помочь тем, кто находится в кризисе ».
Он обозначил свое послание как публичное «спасибо» своим сотрудникам за то хорошее, что они делают.
«Каждый день мои люди служат с честью», — написал Кэмпбелл.«Они снижают эскалацию, когда могут, и используют только ту силу, которая необходима для разрешения ситуации. Они защищают всех нас, они останавливают бесчисленные попытки самоубийства и обращают вспять передозировки.
« Подразделение исправительных учреждений с честью выполняет очень сложную работу. о чем большинство людей никогда не думает. Диспетчерская служба 911 быстро поможет вам и даст инструкции по спасению жизни по телефону.
«Мы поддерживаем вас на митингах и защищаем обе стороны. Мы — НАШЕ сообщество, и НАШЕ сообщество — это мы.«Мы против них» в офисе шерифа округа Тускаравас никогда не будет, потому что мы и они — одно и то же », — написал шериф.
Трейси Бузцео испытала эту связь с заместителями шерифа 24 октября, когда она проезжала мимо Тускаров. Здание окружного суда, где прошел митинг в поддержку бывшего президента Дональда Трампа.
«Мы ехали по городу, и протестующие были там, открыто неся оружие», — сказала The Times-Reporter через Facebook Messenger женщина из Новой Филадельфии.«Мои дети сразу испугались, потом увидели там шерифов и сказали, что мы в безопасности!»
С ней в тот день был Амир Макклелланд. Технически Буззео — опекун 12-летнего мальчика. Но она считает его своим сыном.
Когда они вернулись домой после проезда мимо здания суда, Амир и Бузцео решили выпить кофе для депутатов.
Пока они разговаривали с ними, Амир попросил примерить шляпу лейтенанта Брайана Алфорда. Буззео сфотографировал результат: улыбающийся темнокожий мальчик в шляпе кавказского офицера правоохранительных органов, чьи глаза выдают улыбку, скрытую за его маской, необходимость во время глобальной пандемии.
«Спасибо, что пролили свет на наших замечательных сотрудников правоохранительных органов !!» Бузцео написал The Times-Reporter. «Они сделали день Амира, и они всегда делают все возможное, чтобы помочь нам чувствовать себя в безопасности, защищенными и любимыми, когда мы видим их в обществе!»
На следующий день после того, как белый полицейский был осужден за убийство чернокожего человека, стоя на коленях у него на шее более девяти минут, Кэмпбелл задумался о реалиях, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, и о своей цели постоянного улучшения.
«Мы не раскрываем все преступления и не можем спасти каждую жизнь», — написал он. «Когда мы терпим неудачу, мы чувствуем себя плохо, потому что хотим помочь даже самым трудным людям. Когда в нашей профессии происходит что-то плохое, мы все получаем удар.
« Мы будем тренироваться и практиковаться, чтобы стать лучше и лучше. Будем двигаться вперед.
«У каждого из нас есть возможность руководить кем-то каждый день, возможность поднять кого-то выше.